Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Решаем вместе
07.12.2020

Проект "«Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»

«Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Именно в детстве происходит зарождение личности. Осознавая свое «я» (мой пол, мой возраст, мои интересы, способности, мои отношения со сверстниками и взрослыми, мои стремления), ребенок начинает самоутверждаться «я сам!», воздействовать на ситуацию, активно вступать в отношения «я и другие». Устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром. Также именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.

 

Актуальность:

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов воспитания. Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, краю, его традициям и культуре.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.


 

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.

Данный отрезок жизни наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго.

В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со всей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живёт ребёнок.

В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознавания себя в окружающем мире. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. И наша задача – научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.

  Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан и сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.

Многие не находят времени для организации культурного досуга с детьми (посещение музеев, выставок), ссылаясь на высокую загруженность делами, усталость.

Таким образом, мы пришли к выводу, что грамотная организация работы по познавательно – речевому развитию в условиях предметной среды уголков «Центр познавательно-речевого развития в ДОУ» , «Центр патриотического воспитания в ДОУ» в сочетании с традиционно принятыми методическими рекомендациями образовательной программы позволят повысить уровень содержательного компонента по следующим разделам:

- познавательное развитие (формирование целостной картины мира, региональных представлений, ФЭМП, социальная действительность),

- художественно – эстетическое развитие (продуктивная, музыкальная деятельность),

- развитие речи дошкольников через использование педагогами устного народного творчества, малых фольклорных форм при организации совместной деятельности с детьми,

- нравственно – патриотическое воспитание,

- работа с родителям.

В связи с этим, возникла необходимость создания данного проекта.

Цель проекта: обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного поселка в сочетании с традиционными средствами педагогического воздействия.


 

Задачи:

1. Способствовать сохранению здоровьесбережения каждого воспитанника через создание условий в образовательном пространстве ДОУ, а именно сохранение и развитие положительного эмоционального отклика в процессе приобщения к истокам народной культуры.

2. Воспитывать нравственно - патриотические чувства у детей дошкольного возраста.

3. Способствовать развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста, обогащать знания о природе, обществе, культуре и традициях родного поселка.

4. Способствовать развитию речи как средства мыслительной деятельности посредством расширения активного словаря, использования в работе малых фольклорных форм.

5. Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности , знакомить с историей возникновения нашего поселка.

6. Способствовать развитию эмоциональности, любознательности, активности, общительности посредством погружения в особую предметную среду.

7. Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Объект: словарный запас детей.

Гипотеза: предполагается, что использование занятий, развлечений, дидактических игр, занимательного материала, художественной литературы направленные на изучение родного края, будут способствовать формированию у ребенка стремления изучать родной язык, повысит уровень языкового развития, будет способствовать развитию познавательных интересов, лингвистического мышления, яркости и выразительности речи, знания истории своего родного поселка.

Участники проекта: дети группы №14, музыкальный руководитель, воспитатели группы, родители воспитанников.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год).

Тип проекта: познавательно-речевой, групповой.

Ожидаемый результат:

Для детей:

Воспитание ребенка эрудированного, общительного, имеющего представления о себе, обществе, культуре;

Развитие интереса к истории и культуре родного края;

Успешная социализация ребенка в обществе.

 

Для родителей:

Возможность участвовать в организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ;

Возможность получения информации о грамотном всестороннем подходе к процессу воспитания ребенка в семье.

Продукт проекта:

С детьми: Детско-родительские проекты.

С родителями: Уголки .

 С педагогами: Презентация материалов проекта.


 

1 этап – подготовительный


 

Цель: Создание организационной основы для реализации проекта.

1. Программно – методическое обеспечение.

Образовательная программа ДОУ.

Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников».

О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

2. Работа педагога

Организовывать тесное взаимодействие воспитателя и специалистов с целью достижения максимально качественного результата.

Организация уголков «Центр познавательно-речевого развития в ДОУ», «Центр патриотического воспитания в ДОУ» на базе детского сада совместно с администрацией МДОУ.


 

3. Работа с родителями

Изучение интереса и осведомленности о истории появления г. Барнаула родителей для эффективности построения воспитательно – образовательного процесса.

Позитивное сотрудничество при организации уголков «Центр познавательно-речевого развития в ДОУ», «Центр патриотического воспитания в ДОУ».

Определение дополнительных возможностей по взаимодействию с семьями воспитанников.


 

2 этап – практический

Цель: Отработка базисных направлений деятельности, обеспечивающих познавательно – речевое развитие детей.

1. Работа с детьми

Провести различные виды организованной образовательной деятельности тематических циклов «История нашего поселка», «Народные праздники» в уголках «Центр патриотического воспитания в ДОУ» и «Центр познавательно-речевого развития в ДОУ», согласно составленному плану работы (см. Приложение 1)

Провести цикл праздников, развлечений, викторин на темы: «Любимый Барнаул…», «День защитника Отечества»

Организация похода в местную библиотеку, выставочный центр.


 

2. Работа с родителями

Родительские собрания на тему: «Семейные традиции – залог уважения в семье», «Нравственно – патриотическое воспитание в семье и ДОУ»

Открытые занятия.

Организация посещение музея, библиотеки.

Участие в творческих конкурсах.

 

3. Работа педагога

Составление картотеки игр и упражнений, направленных на формирование и развитие представлений детей дошкольного возраста о родном крае.

Разработка конспектов организованной образовательной деятельности, направленной на познавательно – речевое развитие старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре и истории.

Проведение различных видов деятельности познавательно – речевого направления посредством развития представлений о истории родного края.

Создание фото- и видеоматериалов организованной деятельности в уголке.


 

3 этап – заключительный

Цель: результативность проектной деятельности по достижению цели.

1. Определить уровень реализации проекта.

Подведение итогов по реализации этапов проекта.

2. Определение уровня развития каждого воспитанника.

3. Мониторинг (педагогическая диагностика) речевого развития

В ходе реализации проекта обязательно осуществляется мониторинг речевого развития детей – педагогическая диагностика речевого развития каждого ребенка по основным направлениям программы:

  • сентябрь – исходная диагностика речевого развития детей;
  • май – итоговая диагностика речевого развития детей.


 

Диагностика развития речи.

Подведение итогов, обобщение и анализ результатов проектной деятельности.

4.Участие в смотре - конкурсе « Центр познавательно-речевого развития в ДОУ».

5. Участие в смотре - конкурсе « Центр патриотического воспитания в ДОУ».

6. Определение перспектив дальнейшей работы.

Описание хода и результатов работы над проектом.

Привлечение педагогов ДОУ к использованию материалов проекта в собственной работе.

7. Трансляция педагогического опыта. Участие в конкурсах педагогических проектов.

8. Публикация материалов на сайте МДОУ.


 


 

Приложение№1


 

План работы

-Экскурсия в библиотеку.

-Рассказ - беседа об истории возникновения родного поселка.

Дети, воспитатели, родители

Воспитатели подготовительной группы

октябрь

Интегрированное занятие по развитию речи «История нашего города».

Дети, воспитатели

Воспитатели подготовительной группы

ноябрь

Консультация для родителей

«Семейные традиции – залог дружной семьи !» 

Воспитатели, родители

Воспитатели

подготовительной группы

декабрь

Конспект НОД по ФЦКМ

На тему: «Народные праздники на Руси»

Воспитатели, дети, родители

Воспитатели

подготовительной группы

январь

Викторина «Моя любимый Барнаул»

Дети, воспитатели

Воспитатели

подготовительной группы

февраль

-Разработка картотеки дидактических игр в речевом центре;

- Создание «Центра познавательно-речевого развития воспитания в ДОУ»

-Участие в смотр - конкурсе « Центр познавательно-речевого развития в ДОУ»

-Проведение праздника, посвященное «Дню защитника Отечества»

Воспитатели, родители, дети, родители, муз.руководитель

Воспитатели

подготовительной группы, муз.руководитель

март

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание в семье и ДОУ»

Воспитатели, родители

Воспитатели подготовительной группы

апрель

-Участие в смотр - конкурсе « Центр патриотического воспитания развития в ДОУ»

Воспитатели, родители, дети группы

Воспитатели подготовительной группы

май

-Экскурсия в школьный музей

-Праздник, посвященный «Дню Победы».

Воспитатели, дети, родители

Воспитатели, музыкальный руководитель.

 

Литература:


 

  1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»- С. –

Петербург, Детство – Пресс, 2008 г.


 

  1. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - СПб: Детство-Пресс, 2006г.


 

  1. Ривина Е.К. «Герб и флаг России». Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. - М.: АРКТИ – 2004 г.
Последнее обновление: 07.12.2020
Прочитано раз: 125

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №224 Здоровье" комбинированного вида

Заведующий МБДОУ Шухардт Елена Николаевна Контактнный телефон 48-48-71, 43-75-54. Электронный адрес: detstvo224@yandex.ru

 

 

Каталог товаров Каталог организаций СОЗДАТЬ САЙТ - бесплатно